Добавить в избранное

Рекомендуем:

http://bbridge-office.ru судебная практика услуги юриста в Воронеже. Цена голубого бриллианта натурального цвета 150000$ за карат

Анонсы
  • СОНЕТ XV (Ах, любовь! Хочу спросить я...) >>>


Новости
ВЫШЛА В СВЕТ КНИГА СТИХОВ >>>
ПОДЛИННАЯ АТМОСФЕРА БАЛА >>>
ОЖИВШАЯ ЖИВОПИСЬ >>>
читать все новости


Все записи и отзывы


Случайный выбор
  • ДЕКАБРИСТ (декабрь)  >>>
  • СОНЕТ XXVIII (О, друг, скажи...  >>>
  • ГЛАДИОЛУС (сентябрь)  >>>

 
Анонсы:


Анонсы
  • ЛУННАЯ СОНАТА (Л. Бетховен) >>>






О том, что всегда важно в стихотворении

 

Если Вы всегда уверены в результате Вашего поэтического творения и всегда довольны им - эта статья не для Вас. Данная статья вообще не преследует целей поучения кого бы то ни было, это просто размышления автора над азами поэтического творчества

 

П е р в а я    с т р о к а

 

   В стихотворении всегда очень важна первая строка. Она сразу задаёт тему, ритм, настрой стиха. Она как увертюра к опере способна дать общее представление о характере всего произведения. Она должна сразу брать внимание читателя и вводить его внутрь стиха как портал приглашает в храм. Перефразируя одну пословицу можно сказать: "Как вы стих писать начнёте, так он дальше зазвучит".

 

К о м п о з и ц и я

 

   Далеко не маловажное значение имеет композиционное построение материала в стихотворении. Чётко продуманная, организованная композиция стиха зачастую придаёт ему дополнительную художественную выразительность. Именно поэтому часто (хотя и не всегда) выгодно отличаются стихи, имеющие чётко организованную форму, например, сонет или японские трёх- и пятистишия. Композиция – не есть обязательное следствие формы, хотя и непосредственно с ней связана. Здесь скорее важен характер раскрытия темы, развивающейся от её завязки к развитию и итоговому разрешению. Т.е. тема стиха живёт в нём от строки к строке в некоей пульсации в отличие от равномерного чередующегося перечисления участвующих в нём элементов.
   Интересным композиционным приёмом является принцип замыкания или закольцовки стихотворения, когда в конце его используется строка или зарифмованная пара строк из его начала, обыгранная в том же, или чуть в ином контексте. Этот приём помогает усилить заявленную изначально мысль – ведь дважды прозвучавшая она начинает резонировать и в то же время это позволяет красиво завершить стихотворение. Но и злоупотреблять этим приёмом не следует, мало просто механически повторить начальную строфу или строки стиха - к повтору должно исподволь подводить само повествование и повтор должен выглядеть естественным.
   Можно также назвать и приём пронизывающего мотива, когда, например, одна строка или группа слов, повторяются в каждом четверостишии, ритмично задавая сквозную тему.
   Хочется обратить внимание, что окончание стихотворения не менее важно, чем его начало. Хорошее окончание важно и в композиционном и в содержательном смысле. Важно не только умело "войти" в стихотворение, но и умело "выйти" из него, не бросая оборванным на полуслове. Часто, пишущие стихи, страдают синдромом неумения выйти из стихотворения, вовремя и должным образом завершить его. Вспомните принцип построения басни, обязательно завершающейся неким морализирующим выводом. Конечно, лирика – не басня, и финишное нравоучение  здесь совершенно лишне, но развязка в любом случае должна чувствоваться читателем.
   Хорошим поучительным примером в этом отношении являются японские трёх- или пятистишия. В них зачастую очень характерно завершение миниатюры, являющее неожиданную смену точки восприятия.

 

Р и т м

 

   Ритм стиха задаётся не только его стихотворным размером. Ритмический рисунок стиха может быть и более усложненным, не вписанным в стандартный стихотворный размер. Вместе с тем не стоит пренебрегать такими отработанными и очевидными приёмами, как последовательное чередование мужских и женских рифм, усиливающее внутренний ритм стиха.

 

Н а с ы щ е н н о с т ь

 

   В хорошем стихотворении не должно быть пустых, бессодержательных строк, рождённых для "связки", для рифмы, от неумения концентрировано выразить главное. Признаком хорошего качества следует считать стих, в котором каждая следующая строка работает на формирование образа, не разбавляет, а насыщает его новой отточенной гранью. Здесь мы невольно подходим к следующему вопросу.

 

О б ъ ё м

 

   Каким должен быть объём стихотворения? Вопрос этот далеко не праздный. Сложившиеся в поэзии конкретные формы, например, японские трёх- и пятистишия при всей их незаурядности не следует принимать за норму, т.к. являются, по сути, миниатюрами, намеренно преследующими цель выразить идею стиха в предельно минимизированном объёме. Сама краткость здесь – и цель, и эстетическое качество, и особое искусство. Вообще же здравый смысл подсказывает, что объём лирического стиха должен быть таким, чтобы не успеть утомить внимание читателя. В моём представлении максимальный объём здесь может определяться условно объёмом одной страницы поэтического издания, т.е. около пяти четверостиший, что имеет смысл ещё и по соображениям лёгкости и естественности зрительного восприятия. Что касается минимума, то здесь можно назвать три четверостишия, мотивируя следующим образом. Если принимать четверостишие за относительно самостоятельное звено в поэтическом изложении, а не формально разбитый текст, то для реализации любого замысла, имеющего завязку, развитие и развязку, минимально необходимым и достаточным объёмом будут три звена, т.е. те самые три четверостишия (в общем-то, это то же самое, что три строки в миниатюре).
   Интересно, отметить, что сохранились мнения по этому вопросу таких поэтов как А. Блок и А. Фет. В одном из писем великому князю К.К. Романову Афанасий Фет пишет:
 "…Вот главнейшие правила, которых я стараюсь держаться при своей стихотворной работе, причём главное стараюсь не переходить трёх, много четырёх куплетов, уверенный, что если не удалось ударить по надлежащей струне, то надо искать другого момента вдохновения, а не исправлять промаха новыми усилиями." *
   В своих воспоминаниях И. Грузинов передаёт рассказ Сергея Есенина о его встрече с А. Блоком, в которой Блок излагает следующее:
 "Лирическое стихотворение не должно быть чересчур длинным Идеальная мера лирического стихотворения двадцать строк. Если стихотворение начинающего поэта будет очень длинным, длиннее двадцати строк, оно, безусловно, потеряет лирическую напряжённость, оно станет бледным и водянистым. Учись быть кратким! В стихотворении, имеющем от трёх до пяти четверостиший, можно всё сказать, что чувствуешь, можно выразить определённую настроенность, можно развить ту или иную мысль. Это на первых порах. Потом, через год, через два, когда окрепнешь, когда научишься писать стихотворения в двадцать строк, - тогда уже можешь испытать свои силы, можешь начинать писать более длинные лирические вещи. Помни: идеальная мера лирического стихотворения – двадцать строк." **
   В итоге имеем рекомендации признанных мастеров: от трёх до пяти четверостиший. Тут, естественно уже дело вкусовых предпочтений каждого автора. Можно предположить, что Фет тяготел к лаконичному стиху, Блок - к более развитому объёму. От себя можно порекомендовать остановиться где-то на середине - т.е. на четырёх четверостишиях или шестнадцати строках. Построение стиха по формуле "четыре на четыре"  чем-то даже выразительно. Заметьте, что и классическая конструкция сонета с его более изысканным построением четырнадцати строк, близка к этому объёму.

 

Д о с т о в е р н о с т ь

 

   Лёгкость и доступность оперирования со словесным материалом зачастую провоцирует авторов на неконтролируемое своим сознанием соединение понятий в рамках стиха без оглядки на реальное их проявление. Иные авторы даже считают, что в стихотворении может быть всё, что угодно. Это заблуждение. Да, стихотворение зачастую являет собой плод творческого воображения или сплав воображения с реальными ощущениями, и всё в стихотворении возможно, но, естественно, в рамках выбранного вами жанра. Если вы пишете не сказку в стихах, то уж потрудитесь быть убедительными или не обнаруживать незнание затрагиваемого вами предмета. Да, как автор вы вольны на всё, что угодно, но не забывайте, что и читатель - не глупая рыба, готовая заглатывать любую наживку.

 

 

*   Текст приводится по книге: А.Фет. На заре ты её не буди. Стихотворения. М., Эксмо, 2006 г.
** Текст приводится по книге: Жизнь Есенина. Рассказывают современники. М., "Правда", 1988 г.


 
 
К разделу добавить отзыв
Все права принадлежат автору, при цитировании материалов сайта активная ссылка на источник обязательна